Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
Когда воплощенному Слову Божию пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим уготованы были некоторые избранные из человеков — встретить Его чудесное, всеспасительное явление, и возвестить его миру. Одним из них был исполненный Духа Святого старец Симеон, которому было обещано от Бога, что не покинет он сей мир до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Это сретение Симеоном и празднует ежегодно святая Православная Церковь. Чему учит нас праздник Сретения Господня? Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях своих. Он обещал еще Адаму и Еве, падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, что и исполнилось. Во-вторых, праздник Сретения учит нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду или алчущим и жаждущим правды, — как старец Симеон, потому что он пришел на землю для того, «чтобы исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными. Старец Симеон, по свидетельству Священного Писания, был человек праведный и благочестивый, просвещенный Духом, он чаял утехи Израилевы по следующему откровению. Когда Птоломей, царь Египетский, основатель славной Александрийской библиотеки, приказал Моисеевы и пророческие книги перевести с еврейского языка на греческий, тогда среди израильтян выбраны были семьдесят мудрых и как в том, так и в другом языке искусных мужей — «70 толковников», как обычно их называют. Среди них находился и праведный Симеон. Занимаясь переводом книг Исаии, Симеон достиг пророчества: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14), и усомнился, и, остановясь, рассуждал сам с собою: как девица может родить отроча? Потом взял нож и в своей рукописи хотел изгладить это пророчество… Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня». С этого времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и, не выходя из храма, молился Богу. Когда же родившийся Спаситель после сорока дней Богоблагодатною Мариею принесен был в храм, тогда святой, познав свыше, что этот Младенец есть обетованный Мессия и что эта Матерь есть Святая Дева, на которой исполнилось пророчество Исаии, с благоговением и радостью принял в объятия свои Господа и воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 29), и, возблагодарив Бога, давшего утешение Израилю, испустил дух свой, будучи глубоким старцем.
Освящение свечей.
Освящение свечей на праздник Сретения — древняя церковная традиция. Долгое время она пребывала в забвении, но в наше время эта традиция возрождается. От обычного освящения церковных свечей для употребления оно отличается также сильно, как великое освящение воды на праздник Крещения от малого водоосвящения, которое бывает на каждом молебне. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажженными светильниками. В Православии чин освящения свечей совершается в память установленной Моисеем обязанности приносить в жертву Богу всякого первенца, а также как знак освящения и очищения мира истинным Светом Христова Евангелия. В молитвах на освящение свеч в Сретение возносится Богу просьба о том, чтобы, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и наши души, просвещенные Духом Святым, избегали греховной тьмы («слепоты»).
Сретенская свеча напоминает православным о зажженном в каждом из них огоньке Благодати Божией, который надо сохранить земном пути. Это помогает противостоять силам зла, которые постоянно светоча Вечной жизни.
Сретенская свеча важна как символ просвещенности сердца Духом Святым, а если этого нет, и свеча воспринимается просто как обряд или традиция, то она лишается своего смысла и вырождается в языческий магизм.
Сретенские свечи хранятся бережно весь год и возжигаются во время домашней молитвы.
Тропáрь, глас 1
Рáдуйся, Благодáтная Богорóдице Дéво,/ из Тебé бо возсия́ Сóлнце Прáвды, Христóс Бог наш,/ просвещáяй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, стáрче прáведный,/ приéмый во объя́тия Свободи́теля душ нáших,// дáрующаго нам воскресéние.
Кондáк, глас 1
Утрóбу Деви́чу освяти́вый Рождествóм Твóим/ и ру́це Симеóне благослови́вый,/ я́коже подобáше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христé Бóже,/ но умири́ во бранéх жи́тельство// и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, Еди́не Человеколю́бче.
Величáние
Величáем Тя,/ Живодáвче Христé,/ и чтим Пречи́стую Мáтерь Твою́,/ Éюже по закóну ны́не// принéслся еси́ в храм Госпóдень.
Задостóйник, глас 3
Богорóдице Дéво,/ уповáние христиáном,// покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя уповáющих.
В закóне сéни и писáний/ óбраз ви́дим, вéрнии:/ всяк му́жеский пол, ложеснá разверзáя,/ свят Бóгу./ Тем перворождéнное Слóво/ Отцá безначáльна,/ Сы́на первородя́щася Мáтерию неискусому́жно,// величáем.
* * *
Старец Симеон благочестивый
много лет при храме Божием был,
возносил Творцу свои молитвы
и душою всей Ему служил.
ждал он исполнения пророчеств:
В мир приход Спасителя Христа,
вот и состоялась эта встреча,
радостно рекут его уста:
отпущаеши меня, Владыко,
с миром, по глаголу Твоему —
старец убелённый сединою,
прикоснулся к Богу Самому.
С Праздником,дорогие братья и сестры!