Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).
В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1841 г. окончил Киевскую Духовную Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА).
В 1847 г. в составе Русской духовной миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивал церковноприходские и воскресные школы, открыл женские епархиальное училище.
С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Сначала начальство было недовольно такими планами святителя. В своем письме митрополиту Исидору, разъясняя свои мотивы и побуждения, св. Феофан писал: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов – не бесполезный и ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». Его прошение было удовлетворено. В 1872 году свт. Феофан ушел в затвор.
В пустыни были написаны литературно-богословские труды святителя (истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей), а также многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с вопросами, просьбами о помощи и наставлениях. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них. В одном из писем более чем за 50 лет вперед предсказал Октябрьскую революцию.
Свт.Феофан отмечал: «Писать – это служба, Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Святитель мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Канонизирован в 1988году.
«Болезнь и Смерть»
Этот выпуск посвящен христианскому отношению к болезни и смерти, с которыми мы так часто встречаемся в жизни, и всегда эти встречи связаны со скорбью, отчаянием, унынием.Советы, данные Святителем, помогут нам отойти от тех ценностей, которые навязываются нам падшим миром и взглянуть на жизнь так, как учит нас Евангелие.
Внутренняя жизнь избранные поучения
«Внутренняя жизнь избранные поучения»
Собранные в настоящем сборнике поучения посвящены духовному деланию православного христианина, идущего по пути спасения.
«Грехи и страсти и борьба с ними»
Святитель Феофан Затворник — не только высокий подвижник Церкви, но и один из тех, о ком святой апостол Павел говорил, что они являются «светильниками в мире».Советы этого богомудрого наставника, несомненно, будут полезны каждому христианину на пути ко спасению.
» Евангельская история»
Настоящее издание представляет собой один из важнейших истолковательных трудов святителя Феофана Затворника, занимающий особое место в русской духовной литературе. В нем дается путеводитель по Святому Евангелию — главной Книге, ведущей человека ко спасению.Вся земная жизнь Спасителя нашего подробно изложена автором словами святых Евангелистов в хронологической последовательности. Читатель легко найдет описание интересующего его события Евангельской истории по заглавию частей и параграфов, обозначающему их содержание. В обширном обращении к читателям святитель объясняет принципы и правила, принятые им для установления порядка евангельских событий, предлагает соответственный тому конспект Евангельской истории с обозначением главных ее частей и всех подразделений и подробное оглавление содержания Евангелий.
» Как научиться молиться»
«Кто умеет молиться, тот уже спасается, — говорит святитель Феофан Затворник. — Молитва есть наука из наук… Она все: вера, благочестие, спасение…».Книга содержит советы святителя Феофана о том, Как научиться молиться, что в молитве главное, что такое Иисусова молитва, как ее совершать и какие бывают ошибки при молитвенном делании. Советы извлечены из писем святителя Феофана.
» Как сохранить благочестие в семейной жизни»
Строя православную семью, мы обращаемся за помощью, советом к духовно опытным наставникам. Бесценная сокровищница практического духовного опыта — письма святителя Феофана Затворника.Среди духовных чад святителя — самые разные люди, многие из них избрали супружество как один из путей земной жизни, ведущий ко Спасению.Наставления святителя не только духовно глубоки и точны, но и жизненно необходимы нам сегодня, потому что каждое слово святителя согрето любовью и заботой, каждое слово обращено к нам, ищущим помощи и совета.
» Наставления в духовной жизни»
Особое место в духовно-литературном наследии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах… Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышинскую пустынь, где Преосвященный Феофан пребывал в течение последних 28 лет жизни, причем 22 года из них он находился в строгом затворе.До этого им уже был пройден значительный жизненный и духовный путь, отданный служению Церкви Божией на различных поприщах и в разных местах. Весь этот величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был мобилизован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьян.Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них, чутко угадывая состояние и потребности писавшего и находя для каждого идущее прямо к сердцу, необходимое слово. Он обладал редким даром просто, ясно, лаконично говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.
» Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни»
В книгу вошли письма, которые объединяет общая тема — вопросы веры. Святитель, отвечая на недоумения своих корреспондентов, говорит о догматах Православной Церкви и о ересях, о вражиих хитростях и неложном прохождении духовной жизни, о Втором Пришествии Христа и всеобщем воскресении, о частном суде после смерти и о вечности мучений.Письма святителя Феофана составляют неиссякаемый источник назидания и духовной пользы, лишенные сухой схоластики, они просто и мудро возводят читателя в познание истины и утверждают в вере.
» Письма о христианской жизни»
Сборник «Письма о христианской жизни» первоначально был составлен из писем святителя Феофана к разным лицам в ответ на вопросы, просьбы о наставлении и помощи, с которыми обращались к Вышинскому Затворнику со всех концов России.В этих письмах — советы, разрешение недоумений, утешение в скорби, облегчение в бедах, — те плоды духовной опытности, которые любящий архипастырь щедро предлагал искренно ревнующим о спасении.
» Простые истины сердца. Внутренняя жизнь»
Что надо делать, чтобы спастись? Как сделать, чтобы крест болезней и скорбей, который неизбежно несет всякий, был не на пагубу, а во спасение? Как научиться молитве? Как очистить сердце от страстей? От того, как мы в своей жизни ответим на эти непростые вопросы, зависит наше спасение.Святитель Феофан Затворник в своих творениях постоянно делится с нами размышлениями об этом. Вот и в сборнике творений святителя Феофана Затворника «Простые истины сердца» он также дает ответы на эти и многие другие вопросы.
» Путь ко спасению»
Книга «Путь ко спасению» святителя Феофана является одним из лучших его сочинений. Ее переиздавали десятки раз огромными тиражами. Причина тому — простота и доступность изложения сложнейшего вопроса — «как спастись?»Подобно хорошему путеводителю, она помогает пройти по скользким и опасным ступеням духовного совершенствования, по сложнейшему пути, наполненному множеством искушений и скорбей к главной цели человека — спасению собственной души.
» Четыре слова о молитве»
«Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловие: век живи, век учись; то тем паче оно приложимо к молитве, действие которой не должно иметь перерыва, и степени которой не имеют предела»